Краткое описание

Программное обеспечение ситуационного центра COSOC предназначено для информационно-аналитической поддержки процессов мониторинга состояния объектов, находящихся на некоторой территории (напеример - региона или муниципалитета) и выполняемых в повседневном режиме или в условиях чрезвычайных/кризисных ситуаций, в том числе:
  1. анализ и оценка ситуаций на основе информации о событиях и угрозах, поступающей из различных источников;
  2. поддержка принятия решений на основе распознавания типовых ситуаций;
  3. прогнозирование процесса развития состояния объектов;
  4. координация действий органов власти, местного самоуправления, ведомственных органов оперативного управления, дежурно-диспетчерских и оперативно-дежурных служб, а также сил и средств при ликвидации последствий чрезвычайных/кризисных ситуаций природного, техногенного и социального характера, реагировании на иные события, влияющие на безопасность, комфортность и иные параметры , описывающие жизнедеятельность населения.
Основной вариант использования COSOC – интеллектуальный операционный центр в составе Ситуационных Центров различного уровня.
Функции COSOC
  • прием и фиксация сообщений от объектов в централизованном или децентрализованном хранилище;
  • отображение информации о сообщениях на картооснове или в списке в соответствии с выбранными правилами;
  • обработка сообщений в соответствии с заранее настроенными и подключенными алгоритмами;
  • распознавание и оценка сложившейся ситуации на основании полученных сообщений;
  • выбор предлагаемого плана реагирования на основании накопленной базы данных;
  • моделирование сложившейся ситуации( имитационное, динамическое и др.) с возможностью ответа на вопрос «Что будет, если» а также « что было бы если»;
  • формирование базы планов реагирования;
  • расчет и отображение ключевых показателей, описывающих текущую ситуацию по направлениям деятельности объекта мониторинга;
  • отображение общей картины обстановки кокнретной ситуации на карте местности.
COSOC строится на основе сервис-ориентированной архитектуры, основным элементом которой для взаимодействия с внешними источниками данных, а также смежными системами является Интеграционная Платформа.
Информация о событиях и угрозах поступает от внешних источников(объектов) в формате Common Alerting Protocol (CAP, Протокол Общего Оповещения).  CAP – это xml-формат, поддерживаемый Организацией по развитию стандартов структурированной информации (ОРССИ), а также определенный в Рекомендации МСЭ-Т X.1303.
В качестве источников информации могут использоваться:
  1. мобильные устройства, позволяющие гражданам сообщать о событиях и угрозах;
  2. стационарные устройства «тревожная кнопка»;
  3. обслуживаемые и необслуживаемые системы сенсоров (транспортных, метеорологических, экологических, специальных…);
  4. системы интеллектуального видеонаблюдения;
  5. дежурные диспетчерские службы;
  6. внешние системы, передающие информацию по каналам межведомственного взаимодействия (включая международные);
  7. средства массовой информации, телеграфные агентства;
  8. публичные сервисы.
 Информация из CAP-сообщений извлекается в соответствии с регламентами обмена, при необходимости, группируется, после чего проводится ее обработка по заранее заложенным в COSOC алгоритмам и методикам на трех иерархических уровнях:
  1. уровня непосредственного реагирования на событие;
  2. уровня принятия тактических решений по ситуациям;
  3. уровня принятия стратегических решений.
Поступающая информация обрабатывается по процедурам и алгоритмам, характерным для каждого уровня принятия решений.
Разработка синтаксиса и семантики полей CAP-сообщений в формате XML ( языка взаимодействия) выполняется на подготовительном этапе и основывается на онтологическом анализе процедур информационного взаимодействия между объектами инфраструктуры и COSOC.
На первом уровне проводится анализ событий, фактов, угроз из поступающих CAP-сообщений и, в случае необходимости, предлагаются определённые сценарии реагирования оперативного характера.
На втором уровне проводится анализ сложившейся/складывающейся ситуации на основе вычисления ключевых показателей (KPI) по поступающим CAP-сообщениям за конечный временной промежуток и, в случае выявления необходимости, принимаются соответствующие тактические решения.
На третьем уровне проводится анализ совокупности взаимосвязанных ситуаций на основе вычисления агрегированных показателей, в том числе, аналитическими методами, строятся прогнозы и предлагаются стратегические решения.
Кроме расчета ключевых показателей, в COSOC заложено распознавание типовых ситуаций, что обеспечивает поддержку принятия решений по управлению кризисными ситуациями.
При необходимости, COSOC активизирует выполнение Планов реагирования с пошаговым отслеживанием мероприятий Плана, отображением обстановки в виде текущего расположения и маршрутов движения мобильных сил и средств, что обеспечивает возможность управления и координации их действий из центра в чрезвычайных и кризисных ситуациях.
Пользовательский интерфейс реализован на основе портальных технологий, что позволяет интегрировать в едином ключе, как разрабатываемые специальные приложения, так и широкий набор аналитических программ.
На Портале COSOC отображается как поступающая исходная информация (в виде новостных лент, значащих символов на электронных картах и т.п.), так и результаты обработки информации в виде цветовых индикаторов, цветовых областей на картах и других элементов, позволяющих наглядно визуализировать текущее, а также прогнозное состояние безопасности.
В COSOC заложена возможность создания списков записей поступивших CAP-сообщений, с последующим воспроизведением созданных списков (путем подачи на вход COSOC, с откорректированными, при необходимости, параметрами, а также временным сдвигом).
Такой режим позволяет:
  • во-первых, проводить детальный анализ происшествий в отложенном режиме,
  • во-вторых, проводить учения личного состава ситуационного центра на базе реальных событий.
 Для обеспечения расчетов, алгоритмов и методик работы, в COSOC заложено следующее информационное обеспечение:
  1. Справочник CAP-сообщений, включающий описание типов и кодов сообщений, перечень внешних источников, привязанных к данным типам сообщений.
  2. Справочник внешних источников сообщений, включающий описание типов источников, а также параметров протоколов обмена с ними, включая методы построения запросов к ним и характеристики формируемых запросов.
  3. Классификатор KPI , описывающий, по сути, модель предметной области, включающий, в том числе, алгоритмы расчета KPI, пороговые значения.
  4. Кодификатор типовых тактических ситуаций, содержащий перечень типовых тактических ситуаций,  перечень значений KPI, одиночных и групповых CAP-сообщений, по которым может распознаваться ситуация, перечень запросов дополнительной информации из внешних источников (или вводимых вручную), а также формализованные критерии оценки всей совокупности параметров.
  5. Реестр Планов реагирования, содержащий по каждому Плану подробный перечень мероприятий, привязанный к Силам и Средствам, которые задействуются при их выполнении.
  6. Справочник Объектов Критической Инфраструктуры, включающий паспорт объекта с указанием географических координат расположения объекта;
  7. Справочник типов Сил и Средств, содержащий описания типов ресурсов, как людских, так и технических, которые задействуются при выполнении Планов действий.
  8. Паспорта Сил и Средств, описывающие реальную ситуацию с наличием и расстановкой ресурсов, согласно Справочнику Сил и Средств.
  9. Технические условия (ТУ) взаимодействия внешних источников данных и смежных систем, которые регламентирует обмен информацией.

 
 

ЗАО "Центр открытых систем и высоких технологий" является ключевым партнером проекта

http://www.cos.ru »

Контакты

Телефон: +7 (495) 661-26-26
E-mail: info@simsla.com

Оставить запрос »